Yeah, Billie Jean, just the girl who claims that I am the one but the kid is not my son. People told me be careful what you do and don't go around breaking young girls hearts...
МЫ ПОСМОТРЕЛИ «ГОРЕ ОТ УМА» В МАЛОМ ТЕАТРЕ.
7 октября любители театра из 9 А класса посмотрели пьесу «Горе от ума». Режиссер спектакля – Сергей Женовач. А в настоящий момент на уроках литературы мы изучаем творение А.С.Грибоедова, многие годы вдохновляющее режиссеров и актеров.
Ребята пришли в Малый театр впервые. Они узнали, что театр работает уже 252 сезон. Он был включен в список особо ценных культурных объектов страны, наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Эрмитажем. Вот история Государственного Академического Малого Театра:
« Малый театр - старейший театр России. Его труппа была создана при Московском университете в 1756 году, сразу после известного Указа Императрицы Елизаветы Петровны, ознаменовавшего рождение профессионального театра в нашей стране: “Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр...” Известный поэт и драматург М.М.Херасков возглавил Вольный русский театр при университете. Его артистами были учащиеся университетской гимназии.
На основе университетского был создан драматический Петровский театр. В эти годы его труппа пополнялась актерами крепостных театров.
В 1824 году архитектор Бове перестроил для театра особняк купца Варгина, и драматическая часть Московской труппы Императорского театра получила собственное здание на Петровской (ныне Театральной) площади и собственное название - Малый театр.
Слово “малый” сначала даже не писали с заглавной буквы - ведь оно объясняется просто размерами здания, которое было невелико по сравнению со стоящим по соседству Большим театром, предназначенным для балетных и оперных спектаклей. Но вскоре слова “Большой” и “Малый” стали именами собственными, и ныне во всех странах мира звучат на русском языке. До 1824 года балетно-оперная и драматическая труппы Императорского Московского театра были единым целым: один и тот же артист мог участвовать в спектаклях разного рода. Долгое время театры были соединены даже подземным ходом.
Здание Московского Малого театра,
фотография 90-х годов XIX века
Еще при жизни А.С.Пушкина Малый создал сценические версии трех произведений поэта: “Руслана и Людмилы” (1825 г.), “Бахчисарайского фонтана” (1827 г.) и “Цыган” (1832 г.). Из зарубежной драматургии театр отдавал предпочтение произведениям Шекспира и Шиллера. Впрочем, наряду с серьезными пьесами, существовал в Малом театре и “легкий” репертуар: мелодрамы и водевили. Важным событием в жизни Малого стала постановка комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”. В 1830 году цензура разрешила к представлению лишь отдельные сцены из пьесы, а в 1831 году театральная Москва впервые увидела ее целиком. В спектакле принимали участие два великих мастера московской сцены - Щепкин в роли Фамусова и Мочалов в роли Чацкого. Не менее важным этапом в творческой жизни Малого театра явились постановки пьес Н.В.Гоголя. Знаменитый писатель И.А.Гончаров, обращаясь к А.Н.Островскому, писал: “Только после вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: “У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться “Театр Островского”. Сегодня Островский и Малый театр - имена, неотделимые друг от друга. Великий драматург написал 48 пьес, и все они были поставлены в Малом. Островский создавал пьесы специально для Малого и обязательно сам читал их актерам. Кроме того, он проводил репетиции с актерами, определяя трактовку и характер исполнения пьес. Многие произведения были написаны Островским для бенефисов, по просьбе того или иного актера Малого театра.
Еще при жизни драматурга Малый стали называть “Домом Островского”. Памятник великому драматургу установлен у входа в театр. И, какие бы перемены ни происходили в театре и в обществе, пьесы Островского сохраняли и сохраняют в Малом ведущее положение. Полтораста лет тому назад был заключен союз, нерасторжимый и поныне: Островский обрел свой театр, Малый театр – своего драматурга.
На рубеже XIX и XX веков основу репертуара Малого театра продолжали составлять произведения русской и зарубежной классики. При этом интерес публики к искусству Малого театра оставался исключительно высоким - так, спектакль “Орлеанская дева” по Ф.Шиллеру с великой Ермоловой в главной роли шел на сцене в течение 18 лет, причем через 9 лет после премьеры он был перенесен на сцену Большого театра, так как Малый не вмещал всех желающих его посмотреть. Бывало и так, что, напротив, оперные и балетные спектакли шли в Малом. Именно здесь, по желанию П.И.Чайковского, состоялась премьера оперы “Евгений Онегин”.
Современное поколение артистов и режиссеров Малого театра отличается приверженностью его богатым традициям и опирается на опыт предшественников. Сегодня, как и всегда, основу репертуара театра составляют пьесы А.Н.Островского: "На всякого мудреца довольно простоты", "Правда - хорошо, а счастье лучше", "Последняя жертва", “Волки и овцы”, “Не было гроша, да вдруг алтын”, “Лес”, “Бешеные деньги”, “Трудовой хлеб”, “Свои люди - сочтемся!”, "Пучина". В былые времена театр не мог найти общего языка с А.П.Чеховым - при жизни писателя на сцене Малого театра появлялись только его смешные водевили. Однако сегодня спектакли по великим пьесам Чехова занимают значительное место в жизни театра: “Вишневый сад”, “Чайка”, "Три сестры". Своего рода “визитной карточкой” Малого театра стала драматическая трилогия А.К.Толстого, рассказывающая об истории Государства Российского: “Царь Иоанн Грозный”, “Царь Федор Иоаннович”, “Царь Борис”. В спектаклях по А.К. Толстому звучит музыка Г.В.Свиридова, которую великий композитор написал специально для Малого театра. Не обделяет своим внимание театр и зарубежную классику - в его репертуаре пьесы У.Шекспира, Ф.Шиллера, Ж.-Б.Мольера, Э.Скриба.
Театр возглавляют художественный руководитель Народный артист СССР Ю.М.Соломин и генеральный директор Народный артист СССР В.И.Коршунов. В труппе театра много известнейших, любимых народом артистов - Народная артистка СССР Э.А.Быстрицкая, Народные артисты России Т.П.Панкова, Т.А.Еремеева, Ю.И.Каюров, И.В.Муравьева, Э.Е.Марцевич, Н.И.Корниенко, В.А.Борцов, В.И.Бочкарев, Б.В.Клюев, А.С.Потапов и многие другие - список можно продолжать и продолжать. Труппа театра насчитывает более 100 человек, а общее количество работников театра - более 700. Малый - единственный из всех драматических театров страны - сохранил свой вокально-драматический состав, хор и малый симфонический оркестр. В составе оркестра - музыканты высочайшего профессионального уровня, лауреаты международных конкурсов.
Указом Президента России Малому театру присвоен статус национального достояния».
Итак, познакомившись с театром, стали решать еще одну непростую задачу: познакомиться с фамусовской Москвой, приблизиться к пониманию образа Чацкого и сформировать собственное мнение о гениальном произведении Грибоедова. Это оказалось непросто. Основная причина – в тексте много незнакомых современному подростку слов. Нужно было приложить определенные усилия, чтобы следить за ходом действия и непривычные рифмованные строки переосмысливать – переводить с русского на русский. Не всем это удавалось.
Журналист нашего класса, Акифьева Виктория, предложила записывать крылатые выражения и пословицы из диалогов и монологов актеров. Это было интересным занятием. Всего насчитали и записали двадцать выражений, но думаем, их больше. Вот самые известные: «Счастливые часов не наблюдают. Сон в руку. Служить бы рад, прислуживаться тошно. Свежо придание, а верится с трудом. А судьи кто? Кричали женщины «Ура!» и в воздух чепчики бросали. Злые языки – страшнее пистолета. Герой не моего романа. Всё врут календари. В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов». Потом мы стали разбирать смысл этих пословиц в контексте представления.
После окончания представления – обменивались впечатлениями о постановке, декорациях, игре актеров. Всем очень понравилась печка в доме Фамусова, вокруг которой разворачивается действие от самого начала до конца: то утром старый слуга проносит «ночную вазу» мимо печки, то вечером старушка графиня, замученная хождением по гостям, засыпает возле неё. Печка должна была обогреть и главного героя, Чацкого. Её дым, как и дым Отечества после долгих странствий на чужбине, должен был показаться главному герою «сладким и приятным». Оказалось, когда Чацкого объявили с легкой руки любимой девушки сумашедшим, что этот дым горек и противен.
Обычно декорации в постановках Малого очень богаты и передают все бутафорские красоты. Но в данной постановке режиссер остановился на двигающихся декорациях-ширмах. Вот таким интересным образом представлены комнаты в доме Фамусова. Но простота декораций компенсировалась богатством костюмов – настоящими мехами, накинутыми на бальные платья дам. Гениальный Юрий Соломин показал образец актерского мастерства в роли хозяина дома и строгого отца Софьи. Все старые актеры играли так, что словами описать невозможно, - это просто нужно увидеть своими глазами. А вот молодые актеры показались нам какими-то современными, не из эпохи Грибоедова, особенно Чацкий.
Мы внимательно наблюдали и за своими одноклассниками: кто же смог сконцентрироваться и просмотреть пьесу внимательно? Оказалось, что не все. Некоторые отвлекались на столь любимые мобильные телефоны и iPodы. Эту особенность подметила художник нашего класса – Гаврищук Ольга. Вот её карикатура.
Мне особенно нравится чел, у которого перепутаны левая и правая рука. Очень хорошо характеризует некоторых. Даже вспомнились слова одного героя песни Высоцкого: «У кого толчковая – левая, а у меня толчковая – правая» (правда, он говорил о толчковой ноге, а не о руке. Кто занимается спортом, тот меня понял.)
Информацию предоставили: журналист класса – Акифьева Виктория и (с большим респектом) классный руководитель.
P.S. Позвольте еще привести в качестве примера отзыв на спектакль «Горе от ума» одной из поклонниц Малого театра по имени Евгения. Она оставила его на сайте театра:
«Потрясающий спектакль.
Правда, Чацкий вышел не совсем канонический, но шарма у спектакля это не отнимает. Видно, что Глебу Подгородинскому роль дается нелегко, каждое слово тяготит, но зато жесты превосходны.
Элина Быстрицкая бесподобна, женщина поистине колоссальная! Словно роль написана для нее. Спектакль поставлен по ранним изданиям, а посему образ Хлестовой чуть ли не центральный, и это не может не радовать.
Зеничев шикарно сыграл Репетилова. Невыразимая легкость бытия! Даже представить не могла, что эта роль может быть такой обстоятельной. Вообще, Репетилов - самая феноменальная деталь финала. Рукоплескания.
Юрий Мефодьевич Соломин замечательно сыграл "особый отпечаток" московскости. За что и отдельное спасибо. БРАВО!!!
Скалозуб-Низовой радовал безумно. Все время задавалась вопросом, почему же Софье он так противен, хваткий ведь парень, проныра.
Лиза, милая кокетка, шустрая, настоящая субретка!
Безумно хорош Вершинин, просто не могу признаться в любви! Очаровательный материалист и циник, немного повеса и карьерист до мозга костей. Ни грамма пошлости и тупости. В диалоге Чацкий-Молчалин безоговорочно побеждает Молчалин!
Спасибо всем огромное, страюсь ходить к вам в театр как можно чаще. Была на всех спектаклях обожаемого Женовача».
Ребята, учитесь писать отзывы, рецензии, высказывать мнение. В жизни пригодится.