Музей Пограничных войск
В октябре 2006 года 8 А класс, с классным руководителем Ишхнели Ириной Отаровной, посетил музей Пограничных войск в Москве.
В музее были представлены всевозможные виды оружия, снаряжение шпионов-нарушителей границы, трофеи, награды, личные вещи и документы героев границы. Можно было увидеть предметы, которые использовали и древнерусские воины, и солдаты времен Великой Отечественной войны, и пограничники наших дней.
Экскурсоводы показывали и рассказывали о том, что стояло на вооружении иностранных разведок, насколько хитры и изворотливы были шпионы.
Большой раздел экспозиции посвящён пограничным собакам. Осмотр чучел служебных собак различных пород сопровождался интересным рассказом экскурсовода о том, какую помощь оказывали собаки пограничникам в защите и охране государственной границы.
Многих ребят особенно заинтересовал раздел "Пограничники и контрабанда",Попов Георгий, ученик 8А класса.
Московский драматический театр
В начале учебного года наш класс ходил в Московский драматический театр имени А.С.Пушкина на комедию «Ревизор». В самом деле, внутри театр очень красив: в холле висели фотографии актеров, занятых в спектаклях театра, интерьер был украшен старинной мебелью. Мы сфотографировались у бюста А.С.Пушкина.
Зал был просторный, вместивший многих школьников из разных районов Москвы. Сцену украшали прекрасные декорации. Отличная акустика зала позволяла слышать все слова актеров.
Посмотрев замечательный спектакль, мы смогли лучше понять произведение Н.В.Гоголя «Ревизор».
На классном часе мы вспоминали крылатые выражения из «Ревизора», например «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!», «Александр Македонский, конечно, герой. Но зачем же стулья ломать?»
Попова Евгения, ученица 8А класса.
ЗДРАВСТВУЙ, МУЗЕЙ!
Можно задать любому школьнику два простых вопроса: «Зачем ты пришел в музей?» и «Любишь ли ты ходить в музей?» Думаю, не все ответы понравятся классному руководителю или учителям истории и мировой художественной культуры. Куда охотнее пойдет ребенок: в музей или в компьютерный клуб? Самых пассивных детей трудно оторвать от телевизора, компьютера или телефонных разговоров. То, что могло произвести впечатление на родителей, сегодня может не вызвать интереса у детей. Причиной этого можно назвать увеличившийся объем зрительной информации, получаемый через электронные средства массовой информации, к которым в первую очередь относятся телевидение и Интернет. Революционные изменения в этой области таковы, что можно посетить музей виртуально. Например, не выходя из дома, зайти на сайт в Интернете и посмотреть коллекцию изобразительного искусства музея Метрополитен в Нью-Йорке. Однако в таком случае работают только два направления – информирование и обучение детей. Общение, активное проведение досуга, патриотическое воспитание через музейную педагогику возможно, только если дети пришли в музей на экскурсию и, предчувствуя встречу с чем-то новым, сказали ему: «Здравствуй».
Наша школа расположена в Москве, в микрорайоне Жулебино. У нас есть два школьных музея: музей истории микрорайона Жулебино и музей авиаконструктора М.Л.Миля. Не только школьники, но и самые маленькие жители Жулебина могут познакомиться с экспонатами. Воспитатели приводят на экскурсии малышей их соседних детских садов. В роли экскурсоводов выступают ученики нашей школы. Возможно, у многих это была самая первая в жизни экскурсия, главная цель которой привить любовь к своей малой родине и рассказать о великих людях, патриотах страны.
За первое полугодие 2006/2007 учебного года ученики 5-11 классов посетили несколько музеев Москвы и Московской области. Среди них: Дом-музей П.И.Чайковского в Клину, музей Пограничных войск РФ на Яузском бульваре и музей «Подводная лодка» на Химкинском водохранилище.
Город Клин - один из признанных центров истории музыкальной культуры в мире. Не только наши школьники, но и большое количество иностранных туристов пришли "в гости" к волшебнику русской музыки Петру Ильичу Чайковскому. Эта поездка предоставила возможность соприкоснуться с образом жизни, традициями, музыкальной культурой прошлого. Даже если кто-то не любит классическую музыку, все равно у него останется чувство гордости за культурное наследие предков.
В Центральном музее Пограничных войск многие рассказы экскурсовода о славном прошлом пограничников могли поспорить с сюжетами боевиков. Но, в отличие от кино, дети рассматривали не реквизит, а самое настоящие оружие, снаряжение шпионов-нарушителей границы, трофеи, награды, личные вещи и документы героев границы.
Например, в 1935 году один японский дипломат пытался в двух чемоданах вывезти за границу двух женщин-шпионок. Пограничники получили информацию о готовящейся акции оперативным путем. Но дипломатический багаж досматривать запрещалось. Тогда пограничники решили всячески затягивать прохождение таможни. При досмотре чемоданы грубо ворочали, "нечаянно" роняли, даже незаметно кололи шилом. В конце концов, дамы не выдержали и обнаружили себя сами. Наши школьники, обсуждая экскурсию на классном часе, в первую очередь вспомнили эти чемоданы и даже смогли пересказать связанную с ними историю.
О применении служебных собак в охране границы было известно всем. Правда о легендарном пограничнике Карацупе молодежь, в отличие от людей старшего возраста, не слышала. В музее Пограничных войск о Никите Федоровиче есть отдельный стенд. Его боевой счет внушителен: участвовал в 120 вооруженных схватках с диверсантами, задержал 338 нарушителей границы, 129 лазутчиков, не пожелавших сдаться, уничтожил лично. У него сменилось пять собак, чучело одной из них - легендарного Индуса – тоже можно увидеть в экспозиции музея.
Большинство популярных героев наших дней – вымышленные. Герои-пограничники – настоящие. Школьники узнали, что их имена носят 78 пограничных застав и 18 кораблей.
В декабре желтый экскурсионный автобус отвез нас в Северное Тушино, один из столичных районов. Здесь, совсем недалеко от жилых домов разместился уникальный музей на борту подводной лодки, которая не раз ходила в воды Атлантики и Северного моря. Б-396 - дизельная субмарина, которая была построена в 1979 году в Нижнем Новгороде на верфи «Красное Сормово», несла боевое дежурство в Баренцевом и Норвежском морях. По распоряжению московского правительства 3 года назад она была доставлена в Москву. Скоро к ней присоединится еще одно боевое судно – сторожевой корабль «Дружный».
В лодке полностью сохранены все шесть отсеков. Мы увидели мины и торпеды, познакомились с условиями жизни экипажа, наглядно представили моряков, проходящих боевую службу на подводном флоте. Даже звонили в судовой колокол – «били рынду». С интересом узнали, что название «рында» происходит от английского «ring the bell».
Все сотрудники музея, с которыми мы беседовали, люди военные. Это видно по их выправке и поставленному командному голосу. Общение молодого и старшего поколения придало этой экскурсии особенное значение. В нашей школе часто бывают ветераны Великой Отечественной войны, герои-вертолетчики, а теперь мы знакомы и с подводниками.
Информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых – вот зачем мы приходим в музей. Музей – просветитель; он несет свет, разгоняет тьму невежества, служит культурным и нравственным ориентиром.
Военно-патриотическое воспитание является одним из направлений работы нашей школы. В районной управе Выхино-Жулебино высоко оценили успехи учеников, учителей и администрации, вручив школе переходящий приз имени генерального конструктора вертолетов М.Л.Миля за военно-патриотическое воспитание учащихся. Без опоры на различные формы деятельности музеев эта работа не принесла бы такого успеха,Ишхнели И.О., учитель английского языка,
классный руководитель 8А класса.